Главной темой выставки фестиваля Play DigitalArt стала диффузия. Кураторы предлагают взглянуть на этот термин как коммуникацию между людьми, культурами, сообществами, а также между живым и неживым, аналоговым и цифровым мирами, человеком и искусственным интеллектом. Основное внимание фестиваля сфокусировано на том, как эти процессы влияют на искусство и порождают новые формы творчества
В эпоху технологических изменений трансформируются не только способы производства, но и ценности, социальные структуры и восприятие мира. В этом контексте физическая диффузия — процесс смешивания материалов, жидкостей и других физических элементов становится метафорой изменений в обществе. Как в природе соединяются и преобразуются вещества между собой, так и искусство сталкивается с необходимостью создания новых форм
Цифровые технологии размывают пространственные и временные барьеры, создавая новые формы взаимодействия, способствуют формированию новых идентичностей и культурных связей. Взаимодействие аналогового и цифрового, человека и искусственного интеллекта выходит за пределы технических вопросов и затрагивает философию авторства. Может ли ИИ быть настоящим художником? Этот вопрос ставит под сомнение традиционные представления об искусстве и расширяет его границы
Еще один аспект фестиваля — эмоциональная диффузия. В эпоху цифровизации чувства обретают поверхностный характер, однако искусство, исследуя искусственный интеллект и виртуальные пространства, трансформирует наше восприятие и пробуждает более глубокие эмоциональные отклики
В условиях современного мира культурные традиции также переживают изменения. Диффузия традиций — это процесс, в ходе которого культурные идентичности становятся взаимопроникающими, а традиционные формы искусства адаптируются к цифровой реальности. Кураторы приглашают художников к разговору о том, как современные технологии могут не разрушать, а обогащать традиции, делая их доступными и актуальными для новых поколений
Работы, представленные в верхнем зале выставки «Play DigitalArt», делают акцент на окружающей реальности. Здесь мы наблюдаем, как цифровые и аналоговые миры переплетаются, создавая новые формы коммуникации, а также как эти процессы влияют на восприятие времени, пространства и реальности. Зритель, оказавшийся в этом пространстве, чувствует себя частью множества внешних процессов, которые стали отражением восприятия и попытки понимания мира. Так, в заглавной работе этой выставки «Глазовское эзотерическое сообщество» Михаила Максимова — алгоритмы искусственного интеллекта в виде оракула, который отвечает на специальные вопросы зрителей и формулирует предсказание из скрытых аспектов реальности. Проект Максимова — это многослойное размышление не только о цифровизации ненаучного знания, но и глобальный вопрос о том, может ли цифровое искусство стать способом взаимодействия с окружающим миром и будущим
Нижний зал выставки — это фокус на внутренних процессах и на том, как в условиях изменений человек обращается к себе, пытаясь осмыслить свою идентичность и место в мире. В этом пространстве работы художников представляют как технологии проникают в ткань личных переживаний и затрагивают вопросы внутренней трансформации и самопознания. Зритель в этом зале вступает в диалог с искусством, рассуждая о том, как новые технологии могут стать инструментом для осознания внутреннего мира, для исследования страхов, надежд и эмоций
Важно отметить, что участником этого текста стал ChatGPT. Включение такого инструмента, как ChatGPT стало практическим выражением идеи диффузии — соединение искусственного интеллекта, кураторской и художественной мысли, совместной работы, в которой каждый элемент вносит свой вклад в процесс создания искусства и его репрезентации